Пресс-центр


10.06.2016

Российский и международный опыт обучения предпринимательству в новой монографии Рубина Ю. Б.


Выпущена новая монография "Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество".


«Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество»

Screenshot_3.jpg

Монография посвящена обобщению российского и международного опыта обучения предпринимательству в системах высшего и среднего профессионального образования, анализу ключевых направлений развития предпринимательской экосистемы, нормативно-методических и учебных материалов, лучших практик обучения предпринимательству в России и за рубежом.

Расцвет предпринимательства как вида человеческой деятельности пришелся на современную постфеодальную экономику, которую принято называть рыночно ориентированной. Главное отличие этого типа экономики от предшествующих способов производства состояло и состоит в том, что предпринимательством как направлением профессиональной деятельности, приоритетным видом профессиональной самореализации людей, обеспечивающим им и их близким доходы и благополучие, могут заниматься все дееспособные граждане.

Самостоятельное ведение собственного бизнеса – одно из ключевых завоеваний современной цивилизации. В нем отражаются возможности свободной личности, инновационного духа людей, их заряженность на достижение позитивных результатов и на обеспечение своей конкурентоспособности. Быть хозяином собственного дела – ни с чем не сравнимое наслаждение и одновременно величайшее обязательство перед окружением. Предпринимательство является источником не только благосостояния и финансовой устойчивости государств, но и исключительной профессиональной мобилизации миллионов людей во всем мире и их энергетического драйва.

В этой связи развитие обучения предпринимательству десятков тысяч российских граждан, прежде всего молодежи, приобретает характер общественной потребности и социального заказа, вызревшего в недрах современной российской экономики.

Формирование системы обучения предпринимательству разных категорий граждан, могло бы стать важной составной частью государственной политики содействия развитию российского предпринимательства. Ведь постоянное воспроизводство предпринимательского сословия является цементирующей основой любой эффективной национальной экономики.

Проблема состоит, однако, в том, что тема обучения предпринимательству не имеет целостной разработки на образовательных пространствах среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, т.е. в ключевых звеньях подготовки людей к профессиональной деятельности. Российские вузы и колледжи в должной мере не участвуют в обучении молодежи предпринимательству, хотя порядка полутора десятков российских колледжей имеют «предпринимательское» наименование.

Главная причина такого положения состоит в том, что при  организации СПО, бакалавриата и магистратуры отсутствуют базовые понимания и стандарты обучения предпринимательству. Попытки компенсировать это посредством введения «предпринимательской составляющей» в образовательные программы по другим направлениям приводят лишь к искусственному вкраплению предпринимательской тематики в подготовку людей к другому типу профессиональной деятельности.

Такие полумеры, несомненно, не могут обеспечить эффективного приобретения выпускниками профессиональных компетенций, необходимых им для занятия предпринимательством на конкурентоспособном уровне.

Для разработки и внедрения системного проекта по преобразованию отдельных имеющихся в стране практик обучения предпринимательству в целостную модель предпринимательского образования в России в 2008 году была создана Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). В настоящее время она объединяет российских преподавателей и исследователей предпринимательства, а также университеты и колледжи, заинтересованные в развитии образовательных программ по предпринимательству.

Главной задачей РАОП является преодоление ситуации, при которой предпринимательство не является отдельной областью образования, а имеющиеся в университетах и колледжах страны возможности обучения не удовлетворяют объективной потребности интересантов в получении системных профессиональных компетенций в области предпринимательства.

В 2014-2015 гг. Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП) завершила разработку проектов базовых нормативно-методических материалов, которые могут быть положены в основу образовательных стандартов и/или программ бакалавриата по предпринимательству для российских образовательных организаций.

Часть материалов была сформирована в процессе выполнения комплексных научных проектов: («Исследование профессиональных компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству» (2014) по поручению Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, «Разработка стандарта по обучению предпринимательству в части формирования знаний, умений и навыков по социальному предпринимательству» (2014-2015) по заказу Фонда «Наше будущее»[1], а также ряда исследований по заказу Центра предпринимательства[2]).

Цель данных исследований состояла в обосновании моделей профессиональных компетенций успешного предпринимателя на основе различных источников – обобщения российских и зарубежных научных разработок в области формирования предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству, практики реализации соответствующих образовательных программ, а также мнений российских предпринимателей относительно компетенций, необходимых для современной конкурентоспособной деятельности в их сфере.

Основными результатами этой работы стали анализ итогов теоретических исследований предпринимательских компетенций и подходов к их формированию, обобщение мнений успешных российских предпринимателей и анализ практики обучения предпринимательству в российских и зарубежных вузах, разработка моделей обучения предпринимательству и проектов образовательных стандартов по обучению предпринимательству в бакалавриате и СПО.

Данные результаты публикуются в книге, предлагаемой вашему вниманию.

По вопросам приобретения: info@ruaee.ru+7 (495) 215-00-89


[1] Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создан в 2007 году  для реализации долгосрочных социально значимых программ  и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства. Своей основной целью Фонд ставит развитие в России социального предпринимательства. 


[2] Центр предпринимательства с момента своего создания в 2002 году участвует в развитии предпринимательства в России, сочетая образовательные и системообразующие программы, ориентированные на перспективных предпринимателей. Центр пропагандирует идею о том, что предпринимательство является основной составляющей экономического благополучия общества, создает благоприятную среду для инноваций, а также создает платформу для обучения молодежи основам предпринимательства, путем введения программ по предпринимательству в учебные планы вузов и методической подготовки преподавателей.




Возврат к списку


Комментарии:





Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
 
Авторизация